26 февр. 2009 г.

"Сто рублей за чистую совесть"

       
       Мой друг Виктор Кротов поместил у себя на блоге такую любопытную историю:
   
"Сдал в мастерскую кассетный видеомагнитофон. Накануне ходил туда на разведку. Гололёд, но добраться можно. Через пару дней починили, пришёл забирать. 
- С вас 750 рублей, - сказал седоусый мастер. 
- У меня тысяча, - говорю. - И вручаю ему эту деньгу. 
Мастер вытаскивает насколько бумажек по пятьсот рублей и растерянно на них смотрит. 
- Ничего, давате мне пятьсот, а я сто пятьдесят сдачи дам, - предлагаю я, гордясь своей сообразительностью. 
- Верно! - обрадовался мастер. - Давайте. 

На обратном пути я был поглощён гололёдом, но какая-то арифметическая мысль во мне копошилась. Подходя к дому, я с трудом, но всё-таки сосчитал, что получил на сто рублей больше, чем надо. 
Весь вечер я обдумывал это дело. "Да ладно. Подумаешь стольник, - нашёптывал голосок. - Они там столько зашибают... И жульничают при случае. За что с тебя столько денег сграбастали?.. Неужели стоит переться туда завтра по гололёду, чтобы сотню отдать?.. Да они там и не заметят разницу..." Голосок пускался в разные вариации и был убаюкивающе убедителен. 

- Простите, я вас вчера обжулил, - отрапортовал я на следующий день седоусому. - На сто рублей. Вот они. 
Мастер вскинул на меня изумлённый взгляд. Видно было, что он никаких моих арифметических неудач не заметил. Он стал усердно соображать, что ему сделать в такой странной ситуации, но только пробормотал: 
- У вас гарантия на две недели. Если что не так, приносите, сделаем... 

На обратном пути я гололёда не заметил. По-моему, я над ним слегка летал. Шёл и думал: "Всего сто рублей за чистую совесть! Хотя бы на сегодня". 

Пишу я, конечно, не для того, чтобы похвастаться своим пионерским поведением. Мне не даёт покоя убаюкивающая убедительность тех аргументов, которым я чуть не поддался. Обидно, что звучат ещё в душе такие голоски..."

       А я послал ему туда такой комментарий:

       "А у меня сегодня тоже подобный случай случился, только не денежный, а тщеславный. 
       Поскольку я теперь в Варшаве живу, то служу на польском, а мой польской мне позволяет только самые короткие проповеди говорить. Однако в особенные дни, вот как сегодня - Пепельная среда, начало Великого поста в римском обряде, - следует говорить побольше, и тогда я пользуюсь специальным сборником для духовенства с проповедями на каждый день литургического года, очень хорошими, и обновляется он каждый год.
       Так вот, подходит ко мне после службы сестра-монахиня и говорит, что очень ей мои проповеди нравятся.
       Мне бы только улыбнуться в ответ, покивать, вымолвить что-нибудь вроде: "Слава Богу!", и все: без всякого даже ущерба для кого-то повысил себе рейтинг!
       Но я тут же признался, что проповеди-то не мои!
       - Да? - удивилась сестра, - а я думала, Ваши!
       - Увы, - говорю, - моего польского для таких проповедей не хватило бы!
       - Но мысли там, конечно, Ваши? - настаивала сестра: видно,подумала, что кто-то помогает мне их оформлять.
       - Да нет, - говорю, - и мысли не мои, хотя я с ними полностью согласен!
       На том и разошлись. 
       Тут бес царапнул было меня по сердцу, дескать, упустил такой моментик славы подзаработать! - но я сейчас же вспомнил вот этот пост: успел сегодня днем прочитать, - и полностью утешился.
       Так что спасибо тебе за добрый пример: видишь, как добро расходится кругами?"

       А он ответил:

       "Ну, это уже дополнительный бонус. Я думал, мне и так льготная цена за очистку совести назначена. :)"

       Да, бонусов за добрые дела заранее не сосчитать!

2 комментария:

Никифорова Юлия комментирует...

А мне нравится Ваше SALVE!
Не думаю, что эту заставку надо убирать.

Анри Мартен комментирует...

Спасибо, только "перестройка" все равно грядет. Там будет видно!