При входе в часовню в Бресте установлена кафедра, на ней - раскрытая Библия, а перед Библией, на бортике кафедры с внутренней стороны, укреплена страничка с распечатанной цитатой из св. Иоанна Златоуста.
Переписать ее я не догадался, по памяти дословно не воспроизведу, но смысл такой, что наша вера охладевает из-за того, что мы читаем Библию не целиком, а только избранные фрагменты, тогда как в Священном Писании важно каждое слово.
И вот, я сразу же насел на о. Игоря, дескать, не могу я поверить, что каждое, ну, буквально каждое слово Писания может иметь значение лично для меня. Куча всего там обусловлено культурно-историческим контекстом, ныне совершенно неактуальным. И я привел по памяти слова псалма, где говорится: "разделю Сихем, долину Сокхоф размерю, Моав умывальная чаша моя..." Всякий раз, встречая эти слова при чтении бревиария, я испытывал внутреннее неприятие: действительно, где я, где долина Сокхоф (долина Сокхоф почему-то вызывала у меня особое раздражение), и кто такой вообще Моав? - Да, для тех людей три тыщи лет назад все это значило немало, но сегодня?..
А скиния? Какая мне, скажите на милость, разница, сколько там локтей было полотна, и сколько там крючков и петель?
о. Игорь не спорил, он больше улыбался и повторял, что надо читать, надо читать... Хотя бы для того, чтобы определить, что тебе нужно из этого, а что не нужно. А нужно, явственно подразумевал он, именно все. "Я теперь с таким удовольствием читаю про все эти петельки-застежки..." - сказал он под конец.
Происходила наша встреча в прошлое воскресенье, а стало быть, по Плану чтений как раз приближалось описание скинии в книге Исхода: читая Библию уже почти в тридцатый раз, о. Игорь хорошо об этом помнил.
Все-таки я взял у него План чтений, и вернувшись назавтра домой, сел читать.
В первый день, с головой, гудящей после поезда, я воспринял прочитанное не слишком, ну, прочитал и прочитал. Но что же мне пришлось прочитать уже на второй день? - Вот что:
Пс 59
1 Начальнику хора. На [музыкальном орудии] Шушан - Эдуф. Писание Давида для изучения, 2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас,
Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее:
исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое,
напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя,
чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои;
спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем:
"восторжествую, разделю Сихем
и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия,
Ефрем крепость главы Моей,
Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя;
на Едома простру сапог Мой.
Восклицай Мне, земля Филистимская!'
11 Кто введет меня в укрепленный город?
Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, [Который] отринул нас,
и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте,
ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу,
Он низложит врагов наших.
Вот тут-то все и заиграло, заговорило: ведь это не просто похвальба - "долину Сокхоф размерю"! Нет, это ответ на просьбу о помощи, это призыв положиться, не бояться, это гарантия триумфа над врагами!
И надо же было, чтобы выпал именно этот псалом! - Но и это не все. На второй день, в бревиварии, встречаю следующий:
Пс 107
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже;
буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами;
буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя
и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже;
над всею землею [да] [будет] слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои:
спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем:
"восторжествую, разделю Сихем
и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия,
Ефрем крепость главы Моей,
Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя;
на Едома простру сапог Мой.
Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город?
Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, [Который] отринул нас,
и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте,
ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу,
Он низложит врагов наших.
Бревиварий и План чтений никак между собой не согласуются; такое совпадение, - что это, как не улыбка Провидения?! Что это, как не обещание помощи в тесноте? - да будет же Тебе за это слава, честь и благодарение во веки, Боже наш!
Комментариев нет:
Отправить комментарий