3 мар. 2009 г.
Почему?! (продолжение)
А взятка? – «Лапувки» в Польше, конечно, тоже хорошо известны, но чтобы так, как у нас, где почти про каждого чиновника можно сказать, что:
«Он с мыслью о взятке ложится,
Он с мыслью о взятке встает…» (что это меня так на поэзию потянуло, тема вдохновила?)
Тут, правда, и объяснение сразу вырисовывается: польский и вообще европейский чиновник получает такую зарплату, которая обеспечивает ему достойное существование. Ну, а там, где не обеспечивает, не обессудьте! – И это вовсе не только у нас, в России.
Вот немцы – хорошо живут, от того и честные. А у нас – толи угро-финский субстрат, пригнетенный славянской колонизацией, толи татаро-монгольское иго, что гнобило всех подряд, а только хорошей жизни мы не видели, и потому сметливы да изворотливы, а честность у нас не в чести. И даже выражение «честный немец» у нас употребляется не без иронии: помните, как комично выглядел немец-шпорных дел мастер в «Невском проспекте» у Гоголя? – Он, чтобы избавиться от офицера, который увязался за его хорошенькой женой и завалился прямо к нему в лавку, шпоры, дескать, хочу заказать, заломил за пару шпор неимоверную сумму: двадцать пять рублей, - а когда офицер, по-гусарски не дрогнув, выложил требуемую ассигнацию, долго потом сидел и голову ломал: какие же это теперь шпоры ему смастерить, чтобы они действительно стоили двадцать пять рублей? – Одно слово, немец!..
Позволю себе, однако, высказать гипотезу, что в этом объяснении следствие принимается за причину. Не честность следует за благосостоянием, а прямо наоборот: благосостояние за честностью.
Ну, а поскольку при всех наших ясаках да баскаках держаться честности и вправду весьма проблематично, то необходима надежная опора. И такой опорой на протяжение веков множеству народов и отдельных людей служила Библия. Та Библия, на страницах которой бессчетное множество раз провозглашается: исполняй заповеди Мои, принимай законы Мои, соблюдай уставы Мои, и Я благословляя благословлю тебя, от всех врагов избавлю тебя, во дни засухи (читай: кризиса) пропитаю тебя».
Вот вся технология безопасности и благосостояния: не собственное мужество и расторопность, не превосходство в вооружениях и финансовых или иных ресурсах (кстати, по природным ресурсам богаче России нет страны на свете!) их обеспечивает:
«Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс 32,16-19).
Напротив, и превосходство, и ресурсы приходят за честностью и благочестием, а без них они не служат ни на что!
И посмотрите, как это освобождает, как избавляет от внутреннего напряжения: ведь далеко не каждый может похвалиться силами, способностями, богатством, и где тогда их взять? – Но честным и благочестивым может быть любой, и тогда все остальное не замедлит. Бог, владетель и даритель всякого блага, изобильно ниспошлет нам все потребное. Тому порукой вся человеческая история.
До XVI-XVII века никто не говорил о «честных немцах» преимущественно перед другими, никто не говорил тогда и о «богатых немцах».
Но благодаря Гуттенбергу (и Лютеру!) немцы первыми в Европе, за ними голландцы и англичане, стали читать Библию, и сделались они все в Европе самыми богатыми. А в Америку с самого начала съезжались те, кто читали Библию, и до сих пор читают, и нет страны богаче и сильнее!
Наконец, евреи, они-то никогда не переставали читать Библию, и выживали, и богатели в самых неблагоприятных условиях! А когда перестали читать, грянул гитлеровский Холокост – не будем забывать, что пострадали от него прежде всего и главным образом евреи секуляризированные, ассимилированные – не в христианскую религию, а только в светскую культуру европейских стран, и потому забывшие про Библию.
С другими происходило то же самое, хоть и не так катастрофически: Англия бросила читать, и обнищала (конечно, не сразу, историческая инерция или Божие долготерпение, называйте, как хотите), Америка сейчас перестает, скоро увидим, что с этого будет, а у нас – у нас ее читать еще и не начинали! Так стоит ли дивиться и задаваться трагическим вопросом, который в заголовке: «Почему?!»
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
18 комментариев:
Как-то грустно читать Библию ради золотого унитаза...
Ради золотого действительно не стоит, поскольку хорош не золотой, а фаянсовый. Думаю, пора "унитазную" тему закрыть: должно быть, я не слишком удачно выбрал индикатор уровня цивилизованности; но Библию читают, конечно, не ради того или иного уровня цивилизованности, просто благосостояние непременно наступает, как следствие благочестия, а вот его отсутствие - не добровольное, как у св. Франциска, например, а тогда, когда кладут на него все силы, - как раз и говорит о том, что благочестия не достает.
Вы уверены в благочестии олигархов России?
Если я не считаю успешной деятельность католических священников в России, значит Католической Церкви не хватает благочестия?
Послушайте, я что, так неясно выражаюсь? Причем тут вообще олигархи? - Я задавался вопросом, почему такой талантливый, одаренный как внутренними, так и внешними (природными) богатствами народ, как русский, живет так по-дурацки? - Пример поляков, неспособных на лету ухватить значение слова "сайт", как сделал бы любой русский на их месте, а между тем, живущих заметно лучше, нежели русские (притом, что и природных ресурсов у них, по сравнению с русскими, считай, что вовсе нет), навел меня на размышления на эту тему. И я позволил себе высказать предположение, что русские несчастья связаны с нашей аморальностью (воровством), которая, свою очередь, вытекает из недостаточного знакомства со Словом Божиим. Вот и все. Я вовсе не утверждал, что Слово Божие надо читать ради богатства или что богатство бывает только у того, кто читает Слово Божие (как Вы, не знаю, почему, пытаетесь мне приписать). Бывает и у других, и еще как бывает! Из того, что благочестие вознаграждается достатком и богатством, вовсе не следует, что богатство всегда и только от благочестия, как из того, что всякая селедка рыба, еще не следует, что всякая рыба - селедка. Но богатство вообще не цель. Цель - избежать несчастий и прожить свою жизнь достойно, в том числе, в материальном отношении. Сразу скажу, что это для меня, конечно, тоже не главная цель. Главная цель - спасти душу, а тут богатство - не богатство, достойно - не достойно вообще теряет всякое значение. Но думать о земных неурядицах, особенно таких масштабных, как у русских, тоже порой бывает вполне уместно. И Слово Божие не отворачивается от них высокомерно, но предлагает помощь также и в земных делах:"Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс 36,25).
Но праведники, разумеется, читают Слово Божие не ради этого. Просто тому, чьи дети хлеба ПРОСЯТ (напомните-ка, сколько миллионов беспризорных детей у нас в России?), не худо бы задуматься, как бы помочь такой беде? - Думаю, ради вот этого Библию читать не грустно!
Не скрою, меня задело Ваше подозрение, что я оправдываю олигархов по факту их успеха (ведь я согласен с Честертоном, что "религия успеха" это самая гнусная ересь).
Отсюда столь многословный предыдущий комментарий. Но я добавлю все-таки еще, чтобы совсем уже понятно было насчет "селедки-рыбы".
Если ты праведник ("селедка"), ты не будешь нищим ("не-рыбой"), разве что добровольно, как многие святые.
Но если ты не рыба, то ты никак не можешь быть селедкой! Вот что я имел в виду, когда писал, что нищета - признак недостатка благочестия.
Отсюда, однако, вовсе не следует, что каждый богатей ("рыба") - непременно "селедка", т. е. праведник. Тем более, что олигархи, это, как правило, не просто рыбы, это акулы, и потому селедкой быть никак не могут, разве что по особой милости Божией (как, похоже, случилось с Ходорковским).
А вообще все эти рыбы-селедки выражают то, что в формальной логике называется условем необходимым и достаточным. Люди непривычные их часто путают.
Богатство, благосостояние - это состояние благодарности за то, что есть.
Пусть это будет даже просто кусок хлеба. И эта благодарность всегда и является твоим свободным выбором (как у Франциска).
Как Иов вписывается в Ваши рассуждения?
Не надо путать душевный настрой с жизненными обстоятельствами. Богатство, благосостояние это явления внешнего порядка, а благодарность за них - внутреннего.
Можно сказать, что благодарность за кусок хлеба может принести больше счастья, чем равнодушно принятые миллиарды, и это верно, только это совсем о другом. Умею ли я благодорить, это обо мне. Умеет ли Бог вознаграждать - это о Боге, и проявляет Он это свое умение отнюдь не только во внутренних душевных переживаниях, но и в самом увесистом внешнем благосостоянии, как у Авраама, Исаака, Иакова и многих прочих.
А Иов вписывается в мои рассуждения просто замечательно: с честью пройдя посланное Богом испытание, он был вознагражден изобилием богатства (как знаком Божьего благоволения).
Если Иов проходил испытания это не значит, что он не был благочестив.
Если Россия в нищете, почему она напоминает Вам вора, а не Иова в испытаниях?
Как отнесётесь вот к этому?
http://lupandin.livejournal.com/553561.html
"Авраама, Исаака, Иакова и многих прочих."
Не могли бы Вы перечислить многих прочих НЗаветных?
Да берите любого, с голоду ни один не умер!
Я понимаю, Вам обидно за Россию. Поверьте, мне тоже. Но если мы будем закрывать глаза и обижаться, мы делу не поможем.
А про воровство в Росси мне напомнили не испытания ее, а статистика, и не мне первому, вспомним Карамзина: наверное, любил Россию не меньше нашего!
Воровство в России это горестный факт, а не чье-то злое умозаключение.
И спасибо за ссылку на сообщение Ивана Лупандина: оно мне очень понравилось, умное и проникновенное, но, как любое сообщение на свете, не охватывает всех сторон проблемы.
А ваш комментарий насчет католических священников в России я как-то пропустил.
Здесь главное, что считать успехом. По мне, так им удается делать неимоверно много.
Иван Лупандин не одна из сторон проблемы, а реальный пример российского благочестия.
Если благосостояние, в Вашем представлении - это не умереть с голоду, то в России от голода пока не умирают...
Умирают, моя хорошая, еще как умирают, и не только от голода...
А будь чуть побольше таких примеров российского благочестия, как Иван Лупандин, нам бы с Вами спорить и вовсе было бы не о чем.
Но пока что мы "наспорили" уже, по-моему, вполне достаточно. Пора закругляться. Я высказал свое предположение; как смог, подкрепил его примерами и аргументами; Вы с ними не согласились, - воля Ваша! Считайте, если хотите, что материальная жизнь никак не связана с моральной, что в России, кроме олигархов, отродясь никто не воровал и что Слово Божие мы знаем досконально, однако позвольте и мне считать подобный подход несколько односторонним, несмотря на то, что праведный Иов страдает, а злой олигарх на золотом унитазе восседает.
На чем там восседают олигархи, не знаю, не бывал, но мы-то с Вами не воруем, и Слово Божие читаем! Так что все у нас будет хорошо!
Благословений!
Отправить комментарий