3 мар. 2009 г.

Почему?! (продолжение)

       
       А взятка? – «Лапувки» в Польше, конечно, тоже хорошо известны, но чтобы так, как у нас, где почти про каждого чиновника можно сказать, что:
              «Он с мыслью о взятке ложится,
               Он с мыслью о взятке встает…» (что это меня так на поэзию потянуло, тема вдохновила?)

       Тут, правда, и объяснение сразу вырисовывается: польский и вообще европейский чиновник получает такую зарплату, которая обеспечивает ему достойное существование. Ну, а там, где не обеспечивает, не обессудьте! – И это вовсе не только у нас, в России.
Вот немцы – хорошо живут, от того и честные. А у нас – толи угро-финский субстрат, пригнетенный славянской колонизацией, толи татаро-монгольское иго, что гнобило всех подряд, а только хорошей жизни мы не видели, и потому сметливы да изворотливы, а честность у нас не в чести. И даже выражение «честный немец» у нас употребляется не без иронии: помните, как комично выглядел немец-шпорных дел мастер в «Невском проспекте» у Гоголя? – Он, чтобы избавиться от офицера, который увязался за его хорошенькой женой и завалился прямо к нему в лавку, шпоры, дескать, хочу заказать, заломил за пару шпор неимоверную сумму: двадцать пять рублей, - а когда офицер, по-гусарски не дрогнув, выложил требуемую ассигнацию, долго потом сидел и голову ломал: какие же это теперь шпоры ему смастерить, чтобы они действительно стоили двадцать пять рублей? – Одно слово, немец!..

       Позволю себе, однако, высказать гипотезу, что в этом объяснении следствие принимается за причину. Не честность следует за благосостоянием, а прямо наоборот: благосостояние за честностью. 
       Ну, а поскольку при всех наших ясаках да баскаках держаться честности и вправду весьма проблематично, то необходима надежная опора. И такой опорой на протяжение веков множеству народов и отдельных людей служила Библия. Та Библия, на страницах которой бессчетное множество раз провозглашается: исполняй заповеди Мои, принимай законы Мои, соблюдай уставы Мои, и Я благословляя благословлю тебя, от всех врагов избавлю тебя, во дни засухи (читай: кризиса) пропитаю тебя».
       Вот вся технология безопасности и благосостояния: не собственное мужество и расторопность, не превосходство в вооружениях и финансовых или иных ресурсах (кстати, по природным ресурсам богаче России нет страны на свете!) их обеспечивает: 
       «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. 
       Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. 
       Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 
       что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс 32,16-19).
       Напротив, и превосходство, и ресурсы приходят за честностью и благочестием, а без них они не служат ни на что!
       И посмотрите, как это освобождает, как избавляет от внутреннего напряжения: ведь далеко не каждый может похвалиться силами, способностями, богатством, и где тогда их взять? – Но честным и благочестивым может быть любой, и тогда все остальное не замедлит. Бог, владетель и даритель всякого блага, изобильно ниспошлет нам все потребное. Тому порукой вся человеческая история.
       До XVI-XVII века никто не говорил о «честных немцах» преимущественно перед другими, никто не говорил тогда и о «богатых немцах». 
       Но благодаря Гуттенбергу (и Лютеру!) немцы первыми в Европе, за ними голландцы и англичане, стали читать Библию, и сделались они все в Европе самыми богатыми. А в Америку с самого начала съезжались те, кто читали Библию, и до сих пор читают, и нет страны богаче и сильнее! 
       Наконец, евреи, они-то никогда не переставали читать Библию, и выживали, и богатели в самых неблагоприятных условиях! А когда перестали читать, грянул гитлеровский Холокост – не будем забывать, что пострадали от него прежде всего и главным образом евреи секуляризированные, ассимилированные – не в христианскую религию, а только в светскую культуру европейских стран, и потому забывшие про Библию. 
       С другими происходило то же самое, хоть и не так катастрофически: Англия бросила читать, и обнищала (конечно, не сразу, историческая инерция или Божие долготерпение, называйте, как хотите), Америка сейчас перестает, скоро увидим, что с этого будет, а у нас – у нас ее читать еще и не начинали! Так стоит ли дивиться и задаваться трагическим вопросом, который в заголовке: «Почему?!»


18 комментариев:

Никифорова Юлия комментирует...

Как-то грустно читать Библию ради золотого унитаза...

Анри Мартен комментирует...

Ради золотого действительно не стоит, поскольку хорош не золотой, а фаянсовый. Думаю, пора "унитазную" тему закрыть: должно быть, я не слишком удачно выбрал индикатор уровня цивилизованности; но Библию читают, конечно, не ради того или иного уровня цивилизованности, просто благосостояние непременно наступает, как следствие благочестия, а вот его отсутствие - не добровольное, как у св. Франциска, например, а тогда, когда кладут на него все силы, - как раз и говорит о том, что благочестия не достает.

Никифорова Юлия комментирует...

Вы уверены в благочестии олигархов России?

Никифорова Юлия комментирует...

Если я не считаю успешной деятельность католических священников в России, значит Католической Церкви не хватает благочестия?

Анри Мартен комментирует...

Послушайте, я что, так неясно выражаюсь? Причем тут вообще олигархи? - Я задавался вопросом, почему такой талантливый, одаренный как внутренними, так и внешними (природными) богатствами народ, как русский, живет так по-дурацки? - Пример поляков, неспособных на лету ухватить значение слова "сайт", как сделал бы любой русский на их месте, а между тем, живущих заметно лучше, нежели русские (притом, что и природных ресурсов у них, по сравнению с русскими, считай, что вовсе нет), навел меня на размышления на эту тему. И я позволил себе высказать предположение, что русские несчастья связаны с нашей аморальностью (воровством), которая, свою очередь, вытекает из недостаточного знакомства со Словом Божиим. Вот и все. Я вовсе не утверждал, что Слово Божие надо читать ради богатства или что богатство бывает только у того, кто читает Слово Божие (как Вы, не знаю, почему, пытаетесь мне приписать). Бывает и у других, и еще как бывает! Из того, что благочестие вознаграждается достатком и богатством, вовсе не следует, что богатство всегда и только от благочестия, как из того, что всякая селедка рыба, еще не следует, что всякая рыба - селедка. Но богатство вообще не цель. Цель - избежать несчастий и прожить свою жизнь достойно, в том числе, в материальном отношении. Сразу скажу, что это для меня, конечно, тоже не главная цель. Главная цель - спасти душу, а тут богатство - не богатство, достойно - не достойно вообще теряет всякое значение. Но думать о земных неурядицах, особенно таких масштабных, как у русских, тоже порой бывает вполне уместно. И Слово Божие не отворачивается от них высокомерно, но предлагает помощь также и в земных делах:"Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс 36,25).
Но праведники, разумеется, читают Слово Божие не ради этого. Просто тому, чьи дети хлеба ПРОСЯТ (напомните-ка, сколько миллионов беспризорных детей у нас в России?), не худо бы задуматься, как бы помочь такой беде? - Думаю, ради вот этого Библию читать не грустно!

Анри Мартен комментирует...

Не скрою, меня задело Ваше подозрение, что я оправдываю олигархов по факту их успеха (ведь я согласен с Честертоном, что "религия успеха" это самая гнусная ересь).
Отсюда столь многословный предыдущий комментарий. Но я добавлю все-таки еще, чтобы совсем уже понятно было насчет "селедки-рыбы".
Если ты праведник ("селедка"), ты не будешь нищим ("не-рыбой"), разве что добровольно, как многие святые.
Но если ты не рыба, то ты никак не можешь быть селедкой! Вот что я имел в виду, когда писал, что нищета - признак недостатка благочестия.
Отсюда, однако, вовсе не следует, что каждый богатей ("рыба") - непременно "селедка", т. е. праведник. Тем более, что олигархи, это, как правило, не просто рыбы, это акулы, и потому селедкой быть никак не могут, разве что по особой милости Божией (как, похоже, случилось с Ходорковским).
А вообще все эти рыбы-селедки выражают то, что в формальной логике называется условем необходимым и достаточным. Люди непривычные их часто путают.

Никифорова Юлия комментирует...

Богатство, благосостояние - это состояние благодарности за то, что есть.
Пусть это будет даже просто кусок хлеба. И эта благодарность всегда и является твоим свободным выбором (как у Франциска).

Никифорова Юлия комментирует...

Как Иов вписывается в Ваши рассуждения?

Анри Мартен комментирует...

Не надо путать душевный настрой с жизненными обстоятельствами. Богатство, благосостояние это явления внешнего порядка, а благодарность за них - внутреннего.
Можно сказать, что благодарность за кусок хлеба может принести больше счастья, чем равнодушно принятые миллиарды, и это верно, только это совсем о другом. Умею ли я благодорить, это обо мне. Умеет ли Бог вознаграждать - это о Боге, и проявляет Он это свое умение отнюдь не только во внутренних душевных переживаниях, но и в самом увесистом внешнем благосостоянии, как у Авраама, Исаака, Иакова и многих прочих.
А Иов вписывается в мои рассуждения просто замечательно: с честью пройдя посланное Богом испытание, он был вознагражден изобилием богатства (как знаком Божьего благоволения).

Никифорова Юлия комментирует...

Если Иов проходил испытания это не значит, что он не был благочестив.
Если Россия в нищете, почему она напоминает Вам вора, а не Иова в испытаниях?

Никифорова Юлия комментирует...

Как отнесётесь вот к этому?
http://lupandin.livejournal.com/553561.html

Никифорова Юлия комментирует...

"Авраама, Исаака, Иакова и многих прочих."

Не могли бы Вы перечислить многих прочих НЗаветных?

Анри Мартен комментирует...

Да берите любого, с голоду ни один не умер!

Анри Мартен комментирует...

Я понимаю, Вам обидно за Россию. Поверьте, мне тоже. Но если мы будем закрывать глаза и обижаться, мы делу не поможем.
А про воровство в Росси мне напомнили не испытания ее, а статистика, и не мне первому, вспомним Карамзина: наверное, любил Россию не меньше нашего!
Воровство в России это горестный факт, а не чье-то злое умозаключение.

Анри Мартен комментирует...

И спасибо за ссылку на сообщение Ивана Лупандина: оно мне очень понравилось, умное и проникновенное, но, как любое сообщение на свете, не охватывает всех сторон проблемы.

Анри Мартен комментирует...

А ваш комментарий насчет католических священников в России я как-то пропустил.
Здесь главное, что считать успехом. По мне, так им удается делать неимоверно много.

Никифорова Юлия комментирует...

Иван Лупандин не одна из сторон проблемы, а реальный пример российского благочестия.

Если благосостояние, в Вашем представлении - это не умереть с голоду, то в России от голода пока не умирают...

Анри Мартен комментирует...

Умирают, моя хорошая, еще как умирают, и не только от голода...
А будь чуть побольше таких примеров российского благочестия, как Иван Лупандин, нам бы с Вами спорить и вовсе было бы не о чем.
Но пока что мы "наспорили" уже, по-моему, вполне достаточно. Пора закругляться. Я высказал свое предположение; как смог, подкрепил его примерами и аргументами; Вы с ними не согласились, - воля Ваша! Считайте, если хотите, что материальная жизнь никак не связана с моральной, что в России, кроме олигархов, отродясь никто не воровал и что Слово Божие мы знаем досконально, однако позвольте и мне считать подобный подход несколько односторонним, несмотря на то, что праведный Иов страдает, а злой олигарх на золотом унитазе восседает.
На чем там восседают олигархи, не знаю, не бывал, но мы-то с Вами не воруем, и Слово Божие читаем! Так что все у нас будет хорошо!
Благословений!