2 мар. 2009 г.

Почему?!

     
     От Чаадаева через мыслителей Серебряного века и до артиста Задорнова многие задавались трагическим вопросом: почему мы, русские, каждый в отдельности такие умные, а все вместе живем так по-дурацки?
       Мне вспомнилась эта проблема вот по какому поводу: вчера я разговаривал с очень умными поляками, речь зашла об интернете, и я спокойно уронил словечко «сайт», а они вдруг захлопали глазами: чего это, мол?
       Я удивился не меньше ихнего: как это сайта не знать?
       – Ну, то, что в интернете!... – стал я показывать руками, - то, что на мониторе появляется! – они еще понедоумевали с полминуты, потом до них «доехало»:
       - А, stronka!.. – «сайт», стало быть, для них «стронка», сиречь «страница»; ладно, dziękuje, будем знать, однако, что же они, английского совсем не понимают, в интернете нигде, кроме польнета, не бывают? – Да нет, и понимают, и бывают, разумеется, но это же надо догадаться включить такое понимание! Зачем оно в обычной польской застольной беседе? – Мы, русские, до такой степени никогда не расслабляемся, всегда настороже, потому и догадливы: при нашей жизни иначе не проживешь.
       Но в том-то и вопрос: ну почему?! Почему мы и бачок на унитазе починить сумеем, и по-английски смысл ухватим, и сайты у нас в рунете, как правило, гораздо лучше, чем в остальной вселенной, а унитазами обзавелись мы чуть ли не последними на свете, не говоря уже об интернете?
       Между тем, в самом общем виде ответ на этот действительно трагический вопрос дал еще старший современник Чаадаева, Карамзин, в своей знаменитой фразе: «Если понадобится одним словом описать то, что делается в России, достаточно сказать: воруют» - как-то так, дословно я не помню.
       Нет, ворья и в Польше, конечно, предостаточно, как и везде, но русское воровство в корне отличается от прочих своею всеохватностью. Везде на свете ворует определенная категория людей, где она больше, где меньше, не суть важно, а важно то, что все остальные категории НЕ воруют.
       Профессионалов от воровства в Росси, может, и не больше, чем в других странах, а по сравнению с некоторыми и поменьше; беда не в том, а в том беда, что четкой грани между ворующими и не ворующими в России нет. При коммунистах даже специальный термин изобрели, «несуны», помните? – это те, кто с производства «нес», а прямо говоря, воровал все, что только мог, как в песенке об этом пелось: «Ведь сапоги несет сапожник, - И пироги несет пирожник, - Несет асфальт автодорожник…», и никаким воровством это вовсе не считалось, в народе даже принцип сформулировали: «Сколько у государства ни воруй, своего не вернешь…»
       Ветеран войны, заслуженный учитель, у меня на глазах не мог спокойно проехать мимо совхозного поля, чтобы чего-нибудь не стибрить. Приличная женщина, инженер по образованию, не задумываясь, тащила из вагонного туалета забытый там иностранцами кусок особенного мыла. Словом, перефразируя поэта, можно сказать:

     «Ведь каждый, кто в России жил,                                                          Хоть что-то своровал…»

      Ладно, достаточно на сегодня, продолжим тему завтра.

7 комментариев:

Никифорова Юлия комментирует...

Не поняла какая связь между сайтом, унитазом и воровством... :)

Анри Мартен комментирует...

Связь та, что из-за воровства мы лишены благословений, и потому, несмотря на способность делать самые лучшие сайты, последними уселись на унитазы, что значит: вкусили благ цивилизации.
Впрочем, яснее это станет из второй, завтрашней части.
Унитаз, может быть, не самый импозантный признак цивилизации, но если вам придется перенести запор на корточках, вы сразу почувствуете разницу.

Анри Мартен комментирует...

В предыдущем комментарии я нарочно написал "вы" с маленькой буквы, чтобы ясно было, что обращаюсь к собирательному читателю, а не к Вам лично. Лады? :)

Никифорова Юлия комментирует...

Вы считаете, что основная причина безблагословенности (безблагодатности?) русского народа - это воровство?

Анри Мартен комментирует...

Воровство это не столько причина, сколько наглядное следствие основной причины - отсутствия подлинной встречи с Богом.
А как Его встретишь, если пренебрегаешь Его посланием, Его словом?
См. об этом, в частности, мою сегодняшнюю публикацию.

Никифорова Юлия комментирует...

Т.е. у тех, кто ныне в России сидят на золотых унитазах, встреча с Творцом произошла?

Анри Мартен комментирует...

А что, меня можно понять в этом смысле? - Попробую выразиться поточнее: унитаз, конечно, цепляет воображение, золотой унитаз - тем более; но мне важно было показать, что при всей несомненной одаренности русского народа, в уровне жизни он сильно отстает, чему примером - запоздалое внедрение унитазов в повседневный обиход: оно на моей памяти произошло, потому и помню.
При этом как раз готовность одних сидеть на золотых унитазах в то время, как многим другим нечего отнести на самый обыкновенный, лишний раз свидетельствует, что этой самой встречи пока не произошло.