14 янв. 2009 г.

Сон Карины

..
       Карина, моя подопечная, видела страшный сон, но испуга-лась уже потом, когда его вспоминала, и это удивительно, потому что вообще-то она охотно пугается чего угодно, а тут и вправду было, чего пугаться.
       Во сне Карина проходила возле кладбища, и там увидела бе-зобразную женщину: высохшую, как мумия, без глаз, и волосы седыми космами; словом, умертвие. 
       Женщина что-то ей сказала, и Карина, не пугаясь, долго и спокойно с нею поговорила, а под конец они даже вместе помолились. 
       Речь у них шла о многих людях, я передам лишь то, что относилось ко мне: женщина сказала, что я не доживу до шестидесяти четырех лет. Контрольная дата – 17 января 2013 года, как раз четыре года и осталось. И как прикажете к этому относиться?
      Карину очень беспокоит, что это было, откуда: от Бога, от нечистого, душа чистилища или же просто сон? – Последнее лучше всего, тогда и вопросов нет. Но сон уж больно реалис-тический и впечатляющий.
       Тогда – душа чистилища? – Но это вряд ли, души чистилища обычно непременно просят, чтобы о них молились, а тут этого не было.
       Тогда, может, от нечистого? – Но эта женщина сама моли-лась, произнесла: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!»; нечистый этого не скажет.
       Выходит, стало быть, от Бога? – но женщина была уж очень безобразной, разве от Бога может быть такое?..
       Я, как сумел, Карину успокоил, мне, как и ей, больше всего бы подошло считать все это пустой возней из подсознания.
       Но позже, во время Мессы, мне вдруг пришло на ум, что мы не рассмотрели еще одну возможность: это могла быть сама Смерть. Тогда становится понятным и безобразие, и ее готовность воздать хвалу Пресвятой Троице: конечно, «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем 1,13), это мы, падшие существа, ее создали и привели на свет своим грехом; но, как и все сущее, смерть служит воле Божией, и как она ни безобразно выглядит, но предназначение ее благое – прекращать недолжное существование.
       Вопрос, конечно, остается, а может ли смерть так олице-творяться, принимать такой конкретный облик? – Но, собст-венно, почему же нет? Что мы об этом знаем? А в Средние века люди, гораздо более религиозно одаренные, нежели мы, всегда ее охотно представляли в очень конкретных образах.
      Как бы там ни было, такое соображение заставило меня отнестись ко всему этому серьезнее; конечно, я не стал загодя заказывать собственные похороны в расчете получить сущест-венную скидку, но, во всяком случае, впервые в жизни всерьез задумался о собственном конце, как о реальной перспективе. И то сказать: мой дед скончался именно в этом возрасте, в шестьдесят три года, отец мой умер и вовсе молодым, в двадцать восемь, а дед со стороны матери – и того моложе, не дожил даже до ее рождения. Мама, слава Богу, жива, ей восемьдесят первый год, и чувствует она себя прекрасно, бабушки тоже прожили подольше, но мне-то подобает ориентироваться на мужскую половину своих предков, и среди них я выгляжу настоящим долгожителем. Так что пора принять в расчет предсмертность собственного состояния.
       Собственно, от возраста предсмертность не зависит, люди умирают в любом возрасте, и пятилетний малыш вовсе не гарантирован, что переживет собственного прадедушку. От возраста зависит эту предсмертность осознать. Дело не в том, что в шестьдесят мы ближе к смерти, чем в двадцать пять. Дело в том, что в шестьдесят нам следует уже почувствовать, что сколько бы нам лет ни оставалось, наше состояние все равно предсмертное. Ну, а когда это всего четыре года (условно, условно! А хоть и двадцать четыре, все равно в шестьдесят уже знаешь, как это мало), просто стыдно вести себя по отношению к оставшемуся сроку так же безалаберно, как прежде.
       Надо сказать, это сознание близкого предела освобождает. Теперь ты точно знаешь, на что еще может хватить времени, а на что уже заведомо не хватит. И, соответственно, берешься за новые дела с разбором. И по-другому сортируешь свои желания. И по-другому смотришь на свои мечты. И вообще, все начинает восприниматься по-другому, гораздо радостнее и яснее. Как после долгого пути издалека вдруг повеет морем… Его еще не видно за горизонтом, за теми же холмами, что всегда, но ты по-новому смотришь на свой багаж, на свой обоз, и понимаешь: скоро вот эти вот скрипучие телеги, вот эти вот баулы с чемоданами будут тебе больше не нужны…
       Словом, я очень благодарен Карине за ее сон, что бы он там ни означал на самом деле.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Кариночка, Кариночка... Лучик света в темном царстве... Надо же, такой сон "приснила"...
Вопрос о том, что лучше: знать или не знать дня и часа своей смерти - является риторическим, и даже один и тот же человек отвечает на него по-разному в разные периоды своей жизни. Хотела бы я знать дату своей "земной" смерти в свои (ой-ой-ой! уже?) двадцать пять? - Нет. Но почти уверена, что в будущем отвечу на этот вопрос положительно. И думая об этом самом будущем мне в первую очередь представляются мои будущие детки, для благополучия которых я постараюсь сделать всё возможное в отведенное мне для жизни на этой планете время. А так вроде и незачем мне знать, когда перестанет биться мое сердце.
Довелось увидеть несколько фильмов на тему, когда трагически погибает влюбленная молодая девушка, которая обручена/замужем за молодым человеком. Он - в отчаянии, но вскоре ему предоставляется шанс (о котором ему сообщает ангел) провести с возлюбленной несколько последних дней как ни в чем не бывало - "прокрутить пленку" жизни назад на пару дней (она, якобы, жива и не подозревает ни о чем, а он помнит всё произошедшее и знает, что в назначенный день и час она все равно умрет). И, если помнится, у этих фильмов финал один и тот же - он знает, что изменить будущее невозможно (да и не разрешено условиями предоставленного шанса), но в самый последний момент идет до конца в своей любви и принимает удар на себя... - чем действительно изменяет будущее: они оба живы, почти здоровы и счастливы. Мой вывод: шанс знать дату смерти дается нам не для того, чтобы впасть в депрессию, отсчитывая минуты своей жизни и "собирая чемоданы", я для того, чтобы не пытаясь своей учести избежать идти до конца в своей любви в отношении Бога, близких, друзей... Это, возможно, шанс завершить, наконец, то, что так долго откладывалось на "потом". Этот сон Карины я лично рассматриваю как "Эй! А не кажется ли тебе, что ты "засиделся" на одном месте. Не пора ли "прибавить скорости" (так говорил мой преподаватель по высшей математике, когда студенты нехотя плелись решать задачу к доске) и сделать что-то действительно важное и необходимое!? Я уж тебе и так, и этак об этом говорю - а ты меня не слышишь. Может хоть так до тебя дойдет!".
Где-то в Старом Завете (уж простите меня неграмотную и "непомнящую") есть эпизод, когда одному пророку (очень боюсь ошибиться) Господь открывает тайну времени его смерти, но когда тот долго и искренне помолился и попросил "отложить" этот час - Господь выслушал... и смиловался! Господь действительно всемогущий и милосердный, он всегда на нашей стороне и только ждет, чтобы мы были тверды в своих решениях и не полагались в их реализации только на себя.
Спасибо, что так искренне поделились своиии переживаниями. Да, кстати, а про меня в том сне ничего не говорилось, а?