21 июн. 2009 г.

С кармелитским приветом!

Деревня Замарте, где находится кармелитский монастырь, в котором я провел всю прошлую неделю, расположена на северо-западе Польши, в сторону Гданьска, за Быдгощем. Ближайшая станция - Хойнице, от Варшавы прямым поездом 6 часов, а не прямым, которых большинство - все 8. Оттуда до Замарте еще 11 километров, или 2 часа бегом, как сказал мне о. Марцин, самый молодой из кармелитов, с которым я познакомился уже в поезде: он возвращался домой из Варшавы. 

Впрочем, бежать нам не пришлось, настоятель приехал за нами на машине, и через 15 минут мы уже были в монастыре.

Монастырь, а точнее, "дом формацийный" (в буквальном переводе "воспитательный дом"(!)) для новициев невелик: двухэтажное старое здание, примыкающее ко храму, правда, из крыши еще выглядывают своими окнами мансарды, а новициев, или, по-нашему, послушников там всего пятеро: симпатичные молодые ребята, которые откровенно рады своему призванию и весело и бодро выполняют связанные с ним обязанности - видел их за молитвой, молятся усердно, видел и ел плоды их трудов на монастырских грядках: овощи и вкусную клубнику.

Отцов-воспитателей шестеро, но застал я только четверых: один лежал в больнице, другой был в отъезде. Вот и вся монастырская братия. По нынешним временам, однако, и этого немало.

Особенность кармелитского призвания - это глубокая созерцательная молитва. Кто читал замечательную книгу о. Анри Каффареля "В присутствии Бога", тот имеет о ней представление, а кто нет - до конца недели она появится у нас на сайте, непременно прочитайте.

В монастырском расписании ей посвящается два часа ежедневно, час утром, час вечером, в "доме формацийном" - час сорок пять минут, утром короче в силу особенностей распорядка.

Это - кроме "обычных" молитв, в частности, литургии часов, и, разумеется, мессы.

С "теорией" такой молитвы я слегка знаком (как оказалось, гораздо более "слегка", чем до сих пор казалось), но мне хотелось услышать "вживе", и я спросил о. Иосифа, самого пожилого из монахов (ему 73 года):

- Как молиться? Вот например, я новиций, только что поступил, и спрашиваю: как молиться? что бы отец ответил? - по-польски, как известно, вежливо обращаются друг ко другу в третьем лице.

- Как молиться? - с легкой иронией переспросил о. Иосиф. - Обыкновенно! Как тебя учили молиться в доме. - Польский язык не знает русского различия между "в доме" и "дома", там по-всякому будет "w domu", и поэтому мне пришлось переспросить:

- В родном доме?

- В родном... - подтвердил о. Иосиф.

- В родном доме никто не учил меня молитве. Моя мама крестилась после меня.

- Тогда - как научил нас Иисус Христос: "Отче наш..."

- Молюсь; а как именно?..

И тогда о. Иосиф стал объяснять:

- Молитва "Отче наш" содержит три момента:

1. Поставить себя в присутствие Божие. Бог есть везде, но особым образом Он присутствует в нашем сердце, как и в Святой Евхаристии. Молитва это прежде всего вера и любовь. Вера открывает нам, что Он здесь, и тогда мы можем Его любить... - он процитировал по памяти известный пассаж св. Терезы Авильской: "Молитва это дружеское общение, когда душа общается наедине с Тем, Кто, как она знает, ее любит". - А еще должна быть жажда: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин 7,37). Иисус говорит о Духе; Он пошлет Духа. Как лодка на воде неподвижна, пока не подует ветер, так душа без дуновения Духа...

2. Забота о делах Божиих: да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя... - и так во всем.

3. Когда мы примем эти заботы, Бог позаботится о нас (тут мне вспомнились слова, сказанные Иисусом св. Терезе: "Тереза, ты заботься о Моих делах, а о твоих Я позабочусь").

Св. Тереза пишет об этом в своем "Пути к совершенству". Нужно "впасть" в "Отче наш". Многие не отдают себе отчета, какая это богатая и глубокая молитва.

Потом начинается беседа с Богом. В начале можно еще совершить акты смирения, поклонения. Эта беседа может протекать без слов. В конце совершить акт благодарения.

1 комментарий:

Никифорова Юлия комментирует...

С возвращением о. Анри!
Очень даже кстати об "Отче наш"...
Куда должно прийти Царствие Его?
И должно ли Царствие Его быть на земле как на небе?