Иван Лупандин прислал мне готовую часть своего перевода книги Френка Шида "Богословие и здравый смысл" (ее фрагменты он размещает у себя на блоге).
Я ему очень благодарен, книга исключительно интересная и перевод безупречный.
Но вот незадача: дойдя до "Аргумента от условности", я оказался неспособен усвоить его логику. Цитирую:
"Аргумент звучит примерно следующим образом. Если мы рассмотрим вселенную, мы обнаружим, что все в ней несет на себе печать условности, т.е. хотя и существует, но могло бы и не существовать. Мы сами существуем, но могли бы и не существовать, если бы наши родители не встретились и не поженились. Та же самая печать условности лежит на всем. Эта долина существует, потому что поток воды спускался этим путем, возможно, из-за того, что где-то растаял лед. Если бы там не было тающего льда, не было бы и долины. И подобным образом обстоит дело со всеми окружающими нас вещами. Они существуют, но они не существовали бы, если бы какая-нибудь другая вещь не была бы такой, какой она в действительности является, или если бы не случилось то, что в действительности случилось.
В результате выясняется, что ни одна из вещей не содержит в себе самой объяснение собственного существования или причину собственного существования. Другими словами, существование любой вещи зависит от чего-то еще. Каждая вещь обладает существованием и может передавать существование другим вещам: но ни одна из вещей не вызвала к существованию саму себя. По сути все вещи являются лишь получателями существования. Но невозможно представить себе вселенную, состоящую исключительно из условных вещей, т.е. вещей, являющихся лишь получателями существования, а не его производителями. Читателю, который всерьез воспринимает свою роль исследователя, я советую в этот момент остановиться и попытаться представить себе случай, когда не существовало бы ничего, кроме получателей существования.
Всякий, кто взерьез попытается это сделать и поразмыслит над этим прежде, чем читать дальше, увидит, что воображаемый случай содержит в себе противоречие, а потому является невозможным. Если не существует ничего, кроме вещей, извне получающих свое существование, каким образом вообще что-то может существовать? Откуда, в конечном счете, все они получают свое существование? В системе, состоящей исключительно из получателей, одна вещь может молучить существование от другой, а та, в свою очередь, еще от кого-то, но при этом остается непонятным, каким образом существование вообще проникло в систему? Даже если вы убедите себя в том, что эта система содержит бесконечное число получателей существования, вы все равно не объясните, откуда взялось существование. Даже бесконечное число объектов не сможет объяснить факт существования, если ни один из них не является причиной собственного существования".
А мне непонятно, почему существование должно непременно в систему ПРОНИКАТЬ? Что мешает допустить существование извечно существующей системы, ну, как марксистская материя, в которой каждый элемент черпает свое существование от других и передает его другим, но вся система в целом просто существует и ни в каком дополнительном источнике существования не нуждается? - Я знаю, что фактически это не так, но логических противоречий в подобном допущении не вижу.
Максимум, что нам дает подобный аргумент, по-моему, это пантеизм: извечно существующая всеобъемлющая система-божество, дающая существование собственным элементам.
Словом, скорее моя вера помогает мне примириться с этим аргументом, нежели аргумент подкрепляет мою веру. Или, как в анекдотах об отцах-пустынниках:
- Ну, что, помогла тебе моя книга лучше понимать Библию?
- Нет, это без Библии я бы не понял твоей книги!
Буду очень рад, если кто-нибудь сможет указать мне, в чем я ошибаюсь?
5 комментариев:
У меня данный аргумент не вызвал вопросов типа "почему существование должно непременно в систему ПРОНИКАТЬ?"
Я увидел ситуацию так:
A©B©C©...
где буквы - это условные объекты, а "©" - это объект-отношение "существует, при условии существования",
т.е. "A©B" читается как "A есть, при условии, что есть B"
Так вот, если в системе все объекты условные, то очевидно, что объект "©" "не от мира сего", т.к. он есть сразу и для его существования нет условий. Следовательно, для него нет места в системе, а сама система без него не существует...
Вот и противоречие :)
Остроумно и убедительно. Остаётся только вопрос, насколько правомерно отношение считать объектом? И насколько именно оно, а не "В", сообщает существование "А"? Привкус "недоубежденности" у меня все-таки остался.
Насколько я понимаю, объекты в системе - это все, что только есть в системе (и объекты-объекты, и объекты-отношения, и объекты-...). Иначе это не было бы замкнутой системой.
Например: именно операции сложения и умножения векторов делают из двух пересекающихся осей плоскость. Без операций не было бы плоскости.
Также прошу отметить, что фраза "B сообщает существование A" - это не совсем корректная перефразировка отношения "©". "B" не "сообщает существование", а "является условием для существования A".
Поправка насчет "сообщает" и "является условием" очень существенна, однако это уже дальнейший анализ аргумента; у Шида говорится именно о "сообщении существования" одним элементом другому.
Складывается любопытная, хотя и парадоксальная картина: © получается одновременно элементом и не-элементом системы. Ибо если система содержит в себе ТОЛЬКО условные элементы, их существование может осуществляться только при помощи ©, однако ©, как элемент безусловный, содержаться в данной системе не может. Тем самым, существование системы, содержащей только условные элементы, немыслимо. Что, собственно, и требовалось доказать.
Еще немного, и совсем привыкну. Спасибо!
Собственно, получается парадокс того же толка, что и фраза: "Все критяне лжецы", сказанная критянином.
Сказать "система состоит только из условных элементов" означает приписать условности безусловность и тем самым исключить ее из системы, сделав систему невозможной. Кажется, наконец дошло!
Хотя по-прежнему не знаю, насколько далеко это нас заводит. Ведь безусловным началом можно признать все ту же материю, существующую всегда и ниоткуда.
Глупо, мрачно, но достаточно логично.
Так никто же не говорит, что материализм нелогичен. Уже хорошо то, что мы пришли к "безусловному началу" для нашей Вселенной.
Тут уже вступает в дело вера, а не логика. Ведь всякая теория строится на аксиомах (принимаемых на веру фактах). Каковы эти аксиомы - это уже каждый выбирает сам. На них он и строит теорию... А жизнь уже показывает истинность той или иной. Материализм же, как я понимаю, свою жизненность (за мой короткий век) совсем даже не утвердил.
А то, что начинает все вера, кстати, - это тоже (громадный) камень в огород материализма :)
Отправить комментарий